7.12.2014

“Charles James: Beyond Fashion”

В своё время, когда я жила в городе, в котором родилась, и с которого, вы, скорее всего, и читаете мои строки, я удивлялась. Многим вещам, мы с вами ещё поговорим об этом как-нибудь. Начав работать и вобщем-то жить в мире моды, я совсем перестала понимать. Эй, государство, куда ты смотришь? Что ты хочешь делать с новым поколением детей, которые жадны до знаний? Которым нужны не книги двухдесятилетней давности, а взгляд на современные технологии, у которых столько потенциала, им лишь малюсенький толчок такой требуется. Будь у меня возможность – я бы мечтала учиться fashion-журналистике, сколько бы об этом не писала, а всё же чувствую, что мне нужно больше, глубже и шире. Спасибо судьбе, забросившей меня в Нью-Йорк. Помимо Fashion Institute of Technology, здесь ещё несколько высших учебных заведений с соответствующими профилями (лично я на данный момент закончила летние курсы LIM College по направлению fashion magazines), и конечно же мой личный рай, откуда я получаю лавину своего вдохновения и новые знания – бесконечный поток различных выставок, приуроченных моде. Я думаю, что этому вопросу стоит посвятить отдельный рассказ. А сегодня – об экспозиции “Charles James: Beyond Fashion” в Metropolitan Museum of Art.
Институт Костюма, курируемый Анной Винтур не расскажет посетителям о ком-то малостоящем. На страницах модных журналов и онлайн-изданий вы уже могли видеть фотографии звёзд всех уровней в роскошных нарядах с красной дорожки в честь открытия выставки и последующего бала MET Gala. Ничего удивтельного – американцы и так страшные патриоты, а здесь история, посвященная, как говорят, первому американскому кутюрье высокой моды. Хоть Чарльз Джеймс и родился в Лондоне, весь жизненный процесс его карьеры прошёл в Америке. Начав в Чикаго с маленького магазина шляпок, он затем открыл собственный бутик здесь, в Нью-Йорке. Я специально не употребляю “закончил”. Потому что если в главном музее мира сейчас выставлено более сотни его работ – это никак не конец его творчества.
Гений в дизайне, простофиля в бизнесе. Припади пик его творчества на сегоденье, вопрос решился бы намного проще. Чарльз Джеймс нашёл бы себе бизнес-директора, используя своё время лишь для творения неповторимых нарядов. А потребителей сейчас на любой товар найти не проблема. История знает немало примеров мегаталантов, которые существовали не в своё время. Как вроде бы кто-то сверху засылал их на проверку: “А готов ли к такому народ?”. Народ, который в то время окружал дизайнера Джеймса, был не готов, он был послевоенный, бедный и абсолютно вымотанный. Не готов к роскоши, предлагаемой творцом. У Чарльза постоянно возникали проблемы, заключающиеся в то использовании “слишком большого количества” ткани, на которую в то время был дефицит, то нежелании упростить платье до “для всех”. Массовое производство ему было чуждо. Он одевал балерин, кинозвёзд, представителей королевского рода и других широкоизвестных личностей.
В поиске информации о кутюрье я наткнулась на его интервью, опубликованное в 1972 в журнале Interview. Насмотревшись непосредственно на самой выставке на роскошные платья с пышными юбками в пол, я как-то не ожидала найти рассуждения Чарльза Джеймса о… джинсах. Джинсы – это единственный предмет искусства, который произвела Америка, утверждает он. “Голубые джинсы — это форма искусства, только переведенная в формат одежды, я постоянно говорил это с тех пор, как появился на шоу по случаю вручения награды Неймана Маркуса, одетый в джинсы (к ужасу самого мистера Маркуса).” (с) Это было в 1953 году.
Чарльз называл себя конструктором, оставив понятие “дизайнер” для журналистов, в чём был неоспоримо прав. У него был взрывной характер, о нём в своё время ходила дурная слава слишком вспыльчивого человека, с которым трудно найти общий язык и работать в целом. В своей студии в Нью-Йорке Джеймс открыл японскую мастерскую, куда привёз людей из концлагерей западного побережья, утверждая, что японцы очень внимательны к деталям. Помимо азиатских рабочих, в ателье было две комнаты для показа его новых творений: в помещении с белыми стенами были представлены платья из тёмных материалов, в шоу-руме с тёмно-синими обоями проходили оценку наряды светлых оттенков.
Наслаждаясь главной ретроспективой этого лета в стенах музея, я могла думать и мечтать лишь об одном: как бы я хотела принять участие в чём-то подобном, в организации следующей похожей инсталляции, которая появится здесь уже в сентябре этого года. Я завороженно читала цитаты великого кутюрье и трогала взглядом платья, которые видели за время своего существования вещи, о которых уже никто никогда не узнает. Ох, если бы они только могли заговорить!.. История костюма, судьбы великих дизайнеров, точки их развития и падения – это всё невероятно захватывает мои интерес и внимание.
Чарльз Джеймс и Кристобаль Баленсиага – коллеги, творцы родом из одной эпохи, со схожей историей, идущие по похожему пути. Я успела уж совсем запечалиться на тему нечестности – почему Balenciaga сейчас является одним из ведущих Домов мира моды, тогда как Чарльз Джеймс незаслуженно забыт современниками. А потом таки откопала информацию о том, что братья Вайнштейн собираются перезапустить модный дом дизайнера в совсем скором времени. Что ж, с такой базой успех на поле творчества, думаю, им обеспечен.
Особенно интересно было почувствовать эту глубокую разницу между предыдущей выставкой в этих же самых залах, нашумевшей и неоднозначной “Punk: Chaos to Couture” и сегодняшней, классической до последнего миллиметра каждого подъюбника “Charles James: Beyond Fashion”. Примечательно и даже немного странно, что оформление обеих экспозиций было выполнено в схожем стиле – до максимума приглушенный свет, этот очаровывающий мрак, в котором не разглядеть даже других наблюдателей, лишь светящиеся силуэты платьев и пальто, отливы разных материалов, невероятно красивые силуэты каждого произведения искусства.
 Фотографировать на выставке, естественно, было запрещено, поэтому (знай наших!) все фотографии сделаны телефоном. 
P.S.: если кто собирается в Нью-Йорк этим летом и хочет сходить на выставку – сообщите, я с удовольствием сделаю это ещё раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий